Расчёт усталостной прочности корпуса
Задача
Целью данного расчета являлось определение усталостной прочности корпуса.
Геометрическая модель конструкции:
Решение
Геометрическая модель была упрощена для уменьшения количества конечных элементов в зонах, малоинтересных для анализа (убрана надпись).
Конечно-элементная модель конструкции:
Граничные условия:
Для мест касания с винтами крепления и основанием применяется опора «только сжатие». В этом случае основание и винты принимаются недеформируемыми, т.е. абсолютно жёсткими.
Поверхности для приложения внутреннего давления обозначены как P, P1, P2, R, P3 и P4:
Режимы нагружения:
8 вариантов сочетаний величин внутренних давлений в полостях конструкции, т.е. 8 шагов нагружения:
Обозначение внутренней поверхности | Значения давления |
P | |
P1 | |
P2 | |
R | |
P3 | |
P4 |
Для расчёта накопленного повреждения, на основе свойств алюминиевого сплава из библиотеки ANSYS nCode DesignLife, путём коррекции были созданы кривые выносливости материала корпуса таким образом, чтобы соответствовать заданному в исходных данных пределу выносливости.
Кривые выносливости при коэффициентах асимметрии цикла R=-1 и R=0
Кол-во циклов | Амплитуда напряжения, МПа | ||
R=-1 | R=0 | ||
1.000E+04 | 283 | 141 | |
1.438E+04 | 271 | 136 | |
2.069E+04 | 260 | 130 | |
2.976E+04 | 250 | 125 | |
4.281E+04 | 240 | 120 | |
6.159E+04 | 231 | 115 | |
8.859E+04 | 222 | 111 | |
1.274E+05 | 214 | 107 | |
1.833E+05 | 206 | 103 | |
2.637E+05 | 199 | 100 | |
3.793E+05 | 192 | 96 | |
5.456E+05 | 185 | 93 | |
7.848E+05 | 179 | 90 | |
1.129E+06 | 173 | 87 | |
1.624E+06 | 168 | 84 | |
2.336E+06 | 162 | 81 | |
3.360E+06 | 158 | 79 | |
4.833E+06 | 153 | 77 | |
6.952E+06 | 149 | 74 | |
1.000E+07 | 144 | 72 | |
1.000E+08 | 127 | 63.5 |
Результаты:
Результаты проведённого статического расчёта конструкции в ANSYS Mechanical виде картин распределения эквивалентных напряжений по Мизесу при различных вариантах нагружения: (перемещения для наглядности увеличены в 5000 раз)
№ | № узла | Повреждение | Средний показатель двуосности | Коэффициент непропор-циональ- ности | Доминирую- щий угол главной площадки | Метод расчёта многоосности | Максималь- ное напряжение | Минималь- ное напряжение | Долгове-чность |
1 | 210972 | 86.94 | -0.00566 | 0.009124 | -37.75 | Normal | 157.2 | -54.23 | 0.0115 |
2 | 210268 | 54.66 | -0.01425 | 0.009537 | 38.09 | Normal | 150.2 | -48.47 | 0.01829 |
3 | 238905 | 3.56E-04 | 0.1819 | 0.08289 | -72.17 | Normal | 129.3 | 0.6557 | 2808 |
4 | 238743 | 3.11E-04 | -0.2031 | 0.3471 | 47.57 | Critical Plane | 125.8 | 0.2031 | 3217 |
5 | 238743 | 2.39E-04 | -0.2031 | 0.3471 | 47.57 | Critical Plane | 124.1 | 0.2034 | 4176 |
6 | 237629 | 1.53E-04 | -0.1231 | 0.2606 | -24.54 | Critical Plane | 121.4 | 0.2663 | 6533 |
7 | 238743 | 1.40E-04 | -0.2031 | 0.3471 | 47.57 | Critical Plane | 120.2 | 0.1938 | 7160 |
8 | 238741 | 1.10E-04 | -0.06106 | 0.2387 | 25.05 | Normal | 119.1 | 0.2612 | 9098 |
9 | 237629 | 1.02E-04 | -0.1231 | 0.2606 | -24.54 | Critical Plane | 118.8 | 0.2692 | 9764 |
10 | 237629 | 8.91E-05 | -0.1231 | 0.2606 | -24.54 | Critical Plane | 117.7 | 0.2533 | 1.12E+04 |
11 | 238904 | 7.76E-05 | 0.236 | 0.05931 | -41.29 | Normal | 119 | 0.6468 | 1.29E+04 |
12 | 238743 | 6.29E-05 | -0.2031 | 0.3471 | 47.57 | Critical Plane | 115.2 | 0.1947 | 1.59E+04 |
13 | 237630 | 1.14E-09 | -0.2127 | 0.3438 | -47.23 | Critical Plane | 112.6 | 0.1928 | 8.76E+08 |
14 | 238028 | 1.09E-09 | 0.2384 | 0.0526 | 37.94 | Normal | 112.7 | 0.6183 | 9.21E+08 |
Распределение коэффициента непропорциональности нагружения:
Чем ближе данный показатель к нулю, тем нагружение ближе к пропорциональному.
Средняя величина показателя двухосного напряжённо-деформированного состояния (0 - одноосное; -1 чистый сдвиг; 1 - двухосное)
Поскольку испытания на усталость, в основном, проводят при одноосном НДС, то данный показатель очень полезен для оценки достоверности полученных результатов. Чем тип НДС ближе к НДС при испытании материла, тем точнее результат.
Распределение максимальных напряжений в конструкции за все режимы нагружения:
Можно сделать вывод о том, что в двух выявленных опасных точках конструкции при циклическом испытании возможно зарождение усталостных трещин. Однако, в данных районах существует сингулярность напряжённого состояния (резкие изменения геометрии, "острые" углы и кромки, которые в реальной конструкции имеют конечные размеры), поэтому данная модель не может обеспечивать достоверность результата усталостного расчёта, поскольку в этих областях низкая точность определения величин действующих напряжений. Поиск сходимости результата по сетке в данных районах не увенчался успехом, что подтверждает сингулярное НДС.
В связи с этим, для получения достоверных результатов расчёта необходимо дополнить исходную геометрическую модель мелкими деталями (фасками, галтелями и скруглениями), которые существуют в реальной конструкции.